Отчет

о велопоходе по Алтаю летом 2003 года

Время проведения похода: 21-27.07.2003г.
Нитка похода: г. Бийск - с. Усть-Сема - т/б Катунь - с. Эликманар - г. Усть-Тура - Каракольские озера - г. Усть-Тура - с. Эликманар - т/б Катунь
Пройденное расстояние: 300 км.

Участники похода:
Участник Фото Велосипед Год рождения Ник E-mail
Цильковский Игорь Александрович Norco Scrambler
1983 Игорек tsilkovsky@ngs.ru
Коваленко Владимир Сергеевич Univega Flyte 800
1983 Lorndead lorndead@ngs.ru


Лирическое отступление
Для меня (Игорек) и моего друга Вовы (Lorndead) этот поход был первым велопоходом. Мысль попутешествовать по Алтаю на велосипедах пришла мне в голову два года назад, когда я отдыхал на базе Катунь и взял там напрокат велосипед и - заболел. В том году я достал свой старый сломанный велосипед (горный низшего уровня), отремонтировал его и начал наматывать километры по городу и области. С Вовой мы учились в одной группе. Я предложил ему, и он согласился. В то время у него был Урал. Мы хотели поехать в прошлом году, но слишком многие факторы помешали нам это сделать. Поэтому на этот год мы готовились более основательно. В мае я взял себе новый велосипед, в июне - Володя. После сдачи моей сессии в июне мы стали собираться. Так как шли первый раз, то все приходилось искать. Велорюкзаки шили сами. Я - на основе ВелоРюкзака Селиванова, Вова - просчитывал все сам, т.к. у него двухподвес распределение массы было необходимо другое, чем у меня. И вот наконец 19 июля мы все проверили, все собрали и были готовы.

Взяли два билета на поезд 601 Новосибирск-Бийск, плацкарт. В поезд погрузились без проблем, в байков сняли передние колеса и положили их друг на друга на третью полку, завернув в полиэтилен. Туда же вошли наши велорюкзаки. И в 21:32 поезд отправился - наше путешествие началось.


День первый (21 июля)
В Бийск прибыли утром. Выгрузились на Вокзале. Сегодня нам предстояло ехать только по трассе до на Горно-Алтайск сколько проедем. Решили поменять Володе заднюю покрышку на более жесткую - и тут начались проблемы. Жесткая покрышка не хотела вставать на двойной обод и мы случайно порвали камеру. Начали ставить запаску. Дырка в ободе для ниппеля оказалась уже, чем стандартная - пришлось ее расширять. Наконец через два часа после выгрузки мы выехали. Спросили на привокзальной площади дорогу и уже через полчаса выехали на Чуйский тракт. Вова сразу взял спокойный ритм движения ~20 км/час. Я же по привычке сначала разгонялся за 30, а потом его дожидался. Один раз я встал за пригорком его дожидаться, но его все не было. Я поехал обратно и через 2 километра увидел его стоявшим у обочины. Запаски наши были ремонтированные, и после заклейки мы их не проверили. У Вовы спустило заднее колесо. Поставили вторую запаску и поехали дальше, но на этот раз я шел за ним и подстраивался под задаваемый им темп. Километров через 30 мы впервые увидели на горизонте гору. Вскоре после этого устроили небольшой привал - под с. Сростки. Выяснилось, что и вторая камера пропускает воздух, но несильно. Подкачали колесо и поехали дальше. Ближе к вечеру мы остановились, чтобы позвонить домой и сообщить о начале похода. Проехав еще километров 20 мы встали на ночлег сразу после въезда в республику Горный Алтай. Долго не было свертков и пришлось пробираться через кусты, а затем через поле, чтобы спуститься к Катуни. За этот день мы сильно устали, поэтому наскоро поужинав и заклеив все камеры, легли спать. Все вещи были внутри палатки кроме байков - они были снаружи прицеплены замками за дерево.
За этот день мы прошли примерно 90 км. Основным напрягом на дороге являлись КамАЗы с углем (прошло больше сотни) и ремонты дорог, на которых очень неслабо летит щебень от проезжающих машин. Погода весь день стояла идеальная - солнышко и не очень жарко, +25С.


День второй (22 июля)
Утром проснулись часов в 10 от шума снаружи. Оказывается, два трактора приехали собирать скошенную траву с того поля, через которое мы вчера перебирались. На улице было прохладнее, чем вчера, небо хмурилось, но было сухо. Приготовили завтрак, перебортовали заднее колесо у Вовы. К 12 часам собрались и выехали, найдя ту дорожку на поле, по которой на него заезжали трактора. Сегодня нам предстояло доехать до т/б Катунь. Через 10 км. доехали до Маймы, докупили там кое-какие продукты. Через некоторое время мы пересекли границу Майминского и Чемальского районов. Двигались довольно тяжело - сказывалась вчерашня усталость. Единственный подъем по пути нас ждал в районе с. Манжерок. Забравшись наверх, мы остановились перекусить. Там нас впервые застал дождь. Он был недолгим, но сильным и через полчаса закончился. Выглянуло солнышко и стало очень душно. Через некоторое время мы проехали серебрянный источник, не приеминув набрать в нем воды. В с. Усть-Сема мы свернули с Чуйского на Чемальский тракт. И примерно к 20:30 мы добрались до т/б Катунь. На базе мы должны были встретится:
- с Вовкиными родственниками,
- с нашими друзьями, которые уехали четырьмя днями раньше на фестиваль "Живая вода", а потом тоже собирались на Каракольские озера
Остановились около главного входа в базу. Сначала позвонили Вовкиным родственникам, но не смогли дозвониться. С нашими друзьями по одному телефону не было связи, а другого мы не знали. Решили встать лагерем двумя километрами выше т/б Катунь. Остановились, и когда только начали распаковываться, дозвонились до своих друзей и выяснили, что они стоят лагерем двумя километрами ниже т/б Катунь. Мы быстро собрались и перебросились на их стоянку. И примерно в 21:30 мы наконец их встретили. Их было четверо: Марина, Денис, Катя, Аня. Это был вечер встречи: делились впечатлениями, обсуждали предстоящие планы. Они договорились, что их завтра на базе возьмут на заброску на Каракольские озера, поэтому решили, что завтра подъем в 6:00 и легли спать. За сегодняшний день мы прошли около 85 км. После Горно-Алтайска транспорта стало намного меньше, и ехать сегодня было спокойно.


День третий (23 июля)
Будильники, как им и было положено, прозвонили в 6:00. Где-то к 6:30 мы раскачались и стали собираться. Завтракать времени не было. Быстро собравшись, мы пошли и к 7:00 мы были у т/б Катунь. Начал накрапывать дождик. Наши друзья договорились, что их возьмут до Каракольских озер по 200 р. с человека. Садились и уезжали они уже под проливным дождем. Где-то через полчаса и мы тронулись в путь. Нам сначала надо было доехать по шоссе до с. Эликманар, а затем по грунтовкам, по которым ходит в основном ГАЗ-66 и в дождь они должны быть сильно размыты. Доехав до с. Эликманар, решили поесть, т.к. не завтракали и впереди была сложная дорога. В местной столовой мы дешево и неплохо поели и тронулись в путь. Опять начался дождь. Вовкина ветровка была прорезинена, и поэтому не пропускала воду, моя же очень быстро промокла и я ехал промокший до нитки. Сначала мы проехали насквозь все с. Эликманар, а затем поехали дальше. Дорога там единственная, и заблудиться сложно, поэтому картой пользоваться не приходилось. Постепенно дорога становилась все хуже и хуже, начались глубокие лужи, в иных вода была выше осей. Неприятно было то, что дорога была терпимой, а вот на дне луж таилось большое кол-во булыжников, и проходить их приходилось осторожно. Скоро нас догнала Нива, которая тоже ехала на озера. Они спросили у нас дорогу и поехали вперед. Еще километров через 5 нас догнал автобус ПАЗ Горно-Алтайского Государственного Университета, в котором группа тоже ехала на озера. Мы пропустили его, и поехали за ним. Через некоторое время встретились Нива, которая шла впереди, автобус и мы. Водитель автобуса предложил нам подбросить нас, т.к. дождь все еще лил. Вова вместе с байком загрузился в автобус, а я отдал ему свой рюкзак и поехал за ним. На такой дороге моя скорость ввиду маневренности была больше, чем у Нивы и ПАЗа, и поэтому я часто их обгонял, а потом дожидался. Через 10 км. на развилке остановили передохнуть. Дождь к этому времени кончился, и меня одолел рой паутов. Т.к. я был в шортах, то сильно доставалось ногам и на перерыве я не останавливался, а крутил круги вокруг них. Скоро мы поехали дальше. В д. Каракол подобрали женщину, которая занимается тем, что печет пирожки, и каждый день ездит к подньжью подъема наверх - продает их голодным туристам. Она рассказала, что раньше Каракол - это была довольно процветающая деревня, а сейчас там осталось три дома, и сама она снимает дом там. После деревни мосты через речку кончились, и еще четырежды мы пересекали ее вброд. Камни на дне реки были слишком большие, и поэтому ехать вброд я не мог, да и глубина брода была почти с полное колесо. И вот наконец часам к четырем мы выехали на поляну. Пару-тройку раз застряв, водитель автобуса сказал, что дальше он не пройдет и чтобы мы выгружались здесь. До начала подъема - г. Усть-Тура было 4 км. К этому моменту даже выглянуло солнышко. Мы разгрузились, и я пошел к речке отмывать байк, т.к. колесо уже просто не проходило в передней вилке из-за слоя накопившейся грязи. Помывка заключалась в том, что я просто на пару минут засунул байк в реку. Отдохнув и собравшись, мы поехали дальше. Четыре километра до г. Усть-Туры и еще с полкилометра после еще с трудом можно было ехать, правда прямо по ручью. Затем дорога кончилась и мы спешились и стали думать, как поднимать байки дальше. Попробовали по разному:
- каждый катил свой груженый байк - не хватало сил, т.к. дорожка после дождя была очень скользкая;
- сначала вдвоем толкали один байк, а затем другой - не хватало ширины тропинки;
- разгрузили байки и стали носить по частям - уходило очень много времени, а близился вечер.
Тогда мы приняли решение: я беру свой байк и иду наверх, там нахожу наших, беру с собой пару человек и спускаемся забирать остальное, а Вова потихоньку будет подниматься с вещами. Взяв байк, я пошел вверх. Подъем вместе с байком был очень тяжелый, т.к. я уже был уставший за день, да и тропинка на очень простая. Ее длина - 6 км., перепад высот - 800 м., относительно ровные участки перемешаны с подъемами с уклоном до 70 градусов, в которые приходилось лезть. Через треть пути на ручье была стоянка, на которой я встретил наших попутчиков из ГАГУ, на автобусе которых мы ехали. Через два часа я поднялся наверх и начал искать своих. Обошел три нижних озера, администрацию и никого не нашел. Это было для меня сюрпризом, т.к. я точно знал, что наши забросились. Уже было 21:30 вечера и темнело. Я бы остался ночевать здесь, т.к. на спуск почти не было сил, но я знал, что Вова ждет моего возвращения и поэтому пошел вниз. Также я опять взял с собой байк, т.к. решил, что без наших друзей мы не поднимемся с вещами наверх. В начале спуска я встретил людей, которых Вова попросил передать мне, что встал на ручье. На душе стало легче, и я почти в темноте пошел на спуск. Через час я был у ручья. Какого же было мое удивление, когда на ручье я обнаружил не только Вову, но и наших друзей, стоящих там же лагерем! Выяснилось, что я так спешил наверх, что заметив группу из ГАГУ, НЕ ЗАМЕТИЛ своих (до сих пор не пойму как - палатка стояла в метре от дорожки, по котрой я поднимался)!!! Вова с Денисом ушли вниз за оставшимися вещами. Отдохнув минут 10, я пошел к ним на помощь. Метрах в двухстах я встретил их, поднимающимися с двумя велорюкзаками. Вова свой велорюкзак разгрузил, переложив тяжелое в заплечный рюкзак, а мой велорюкзак был закинут на спину, использовав в качетве лямок лямки клапана. Свой байк Вова оставил внизу, засунув его поглубже в лес и пристегнув к дереву. Я забрал свой рюкзак и минут через 15 мы были на стоянке. Уже было 23:00. Девушки к этому времени приготовили ужин, и, поев, мы легли спать.
Это был самый тяжелый день похода. В этот день я прошел: вело - 50 км., пешком с грузом ~15 км. Перепад высот был: подъем вело - 700м., подъем пешком - 900 м., спуск пешком - 700м. Плюс к этому всю первую половину дня лил дождь и было холодно. При разборе рюкзака выяснилось, что он оказался очень даже промокаемым и большая часть вещей намокла. Спички и туалетная бумага превратились в раскисшую массу. Карты и документы были хорошо упакованы, и поэтому они не пострадали.


День четвертый (24 июля)
Вчера выяснили, что наверху стоянка платная. Территорию заповедника "Каракольские озера" приобрело в частную собственность ООО "Олимп". Стоимость: посещения - 30 р. с человека, установка палатки - 50 р. с человека в сутки, комната в домике - 250р. в сутки. Поэтому наши друзья и встали внизу на ручье и мы решили стоять с ними и не поднимать вещи на верх, а сделать просто радиальный выход на озера
Сегодня отсыпались. Встали часов в 11. Приготовили завтрак, потихоньку собрались. В 14:00 двинулись в путь. Из всех нас я - единственный, кто был на озерах два года назад, поэтому весь сегодняшний день я выполнял роль инструктора - показывал и рассказывал все, что знал сам. Было солнечно, и поэтому многие надели сухие вещи, и мало кто взял с собой дождевики. Я сам по опыту прошлого года каждый день хожу в одной и той же одежде независимо от того, высохла она или нет. Наверх было 1.5 часа неспешного подъема. Тропинка то круто уходила вверх, отрываясь от речки, то шла полого, и тогда речка ее догоняла. В одном месте тропинка выходит к самой речке и открывается красивый вид на уже пройденное.























Вскоре шум слева стих и мы поняли, что мы вышли к озерам. Повернули направо и вышли к самому нижнему - седьмому озеру. На небе тем временем стали сгущаться тучи. На другой стороне озера в дереве находитя большое дупло, в котором мы поместились впятером. Дальше прошли на шестое озеро и там встретили туристов из ГАГУ, которые утром снялись со стоянки и ушли вверх. Подошли к "кедру для фотографирования". В этот момент нас накрыло облако. Видимость стала около 10 метров и мы собравшись вместе минут 15 пережидали. Наконец облако ушло дальше по ущелью.








Скоро мы вышли к пятому озеру, которое является самым большим из всех озер. Пройдя по сооруженному из камней и бревен мостику, мы вышли к администрации. На мостике также установлена миниэлектростанция - колесо, которое крутится за счет перепада высот воды в озерах и маленкая динамка. Она питает администрацию и установленную здесь же пилораму. Там к нам подошла девушка и попросила оплату за посещение озер. Мы отдали деньги, хотя нам взамен не выдали ничего, никакой квитанции об оплате. Видимо у нее фотографическая память. Здесь же действует магазин, в котором продаются различные мелочи, но наибольшим спросом пользуется водка. Забрасывают их сюда ГАЗ-66, который с трудом, но проходит наверх по конной тропе. Мы взяли перекусить и только отошли метров на 100, как полил дождь. Сначала мы стояли под деревом, но дождь усилислся и мы перебрались под навес у домика. Там мы простояли почти полчаса. После чего мы перебрались под навес, под которым горел костер для обсушки приходящих с озер туристов. Там мы пробыли еще полчаса, но время нас поджимало. Минут через 20 вернулась насквозь промокшая группа с озер. Несмотря на то, что дождь еще капал, мы пошли дальше. Дорога превратилась в раскисшее болото, а камни стали очень скользкими. Почти час мы проходили пятое озеро - настолько оно большое. Ближе к концу мы зашли еще на один "кедр для фотографирования". Минут через 20 после этого опять полил сильный дождь и мы встали под кедром переждать и простояли еще минут 20. После пошли. По мнению наших девушек, самым красивым было четвертое озеро. Когда мы вышли к нему, то девушки долго не могли его оставить, несмотря на дождь и наше напоминание о времени.



















После не очень большого перехода мы оказались на третьем озере. Впереди показался хребет с белками, который ограничивает территорию озер. Опять полил дождь, но на это уже никто не обращал внимания. Далее нас ждало самое интересное - ведь на втором озере лежит снежник, о чем я заранее никому не сказал! Поэтому когда мы до него дошли, то восторгу было море!











Вова достал флейту, и под его музыку мы пошли дальше. Подъем на первое озеро самый трудный, т.к. перепад высот около 100 метров представляет собой вертикальный подъем по камням и по водопаду. И наконец, мы вылезли на первое озеро. Все мы надеялись, что на нем лежит еще больший ледник, но наши надежды не оправдались. Там мы провели минут двадцать. Я с мечтами смотрел вверх, на перевал, на которй мы изначально планировали подняться, но погода и время не позволили это сделать. Стало холодать, темепература была меньше 10 градусов, и все мы, а особенно Денис в своей промокшей футболочке чувствовал себя не очень уютно. Поэтому он ее просто снял, т.к. мокрое только холодит. Еще пару раз посмотрев на прощанье на перевал, мы пошли в обратный путь. На этот раз я замыкал цепочку (на подъеме я всегда был первым).











Передо мной последней шла Марина, которой ее очень скользкие кеды просто не позволяли идти быстрее. Цепочка сильно растянулась, и поэтому мы пришли к очагу с огнем минут на 15 позднее, чем фельетон, а Аня вообще чуть не заблудилась. Хорошо, что на развилке она благоразумно дождалась нас. У очага с огнем мы познакомились с "инструктором по активным маршрутам т/б Берель" - так было написано на его бэйджике. Это оказался очень веселый мужчина 48 лет. Пока мы грелись у костра и хоть немного сушились, он развлекал нас различными смешными историями и разговорами. Уже начало темнеть, когда мы двинулись вниз. Дождь лил постоянно, дорожка превратилась в ручей, который тек под ногами. Спускались уже в темноте на ощупь. Ноги катились постоянно, многие падали. Уже минутах в 10 от нашей стоянки в полной темноте мы встретили группу человек из 15, с рюкзаками, палатками, которые шли наверх!!!!! Они не стали останавливаться на ручье и решили ночью подниматься наверх!!! После этой встречи и от накопившейся усталости у нас просто случилась истерика, и несколько минут лес сотрясал истерический смех шести человек. И вот наконец мы на стоянке! Сбросали все вещи на улице на веревку (сушиться :)) и нырнули в ихнюю палатку (в нашей была открыта вентиляция и в ней было холодно и сыро). Благодаря тому, что утром я ушел наверх в мокром, почти у меня одного остались сухие вещи, которые мы разделили на всех. Ужинали сухим пайком, т.к. разводить костер не было ни сил, ни желания, ни возможности. Отогревшись, всем стало весело. И еще полночи мы не спали - разговаривали.


День пятый (25 июля)
Самый скучный день из всего похода. Всю прошедшую ночь и большую часть дня шли дожди. Ручей, на котором мы стояли, за ночь разросся раза в три. Еще вечером мы с Вовой решили, что останемся здесь еще на день и уедем все вместе. Наши друзья в свою очередь договорились с командой из ГАГУ, с которыми мы поднимались, чтобы уехать на ихнем автобусе. Утром часов в 11 я, Денис и Вова выползли из палатки и начали пытаться развести костер. Но это оказалось практически невозможным! Сухих дров в лесу просто не было. Откалывая щепки от бревна, которое лежало рядом, вперемешку с берестой, мы развели небольшой костер и начали готовить завтрак. В этот день мы решили девушкам дать отдых и все делали сами. Часа через два (к обеду) мы наконец приготовили завтрак. Пару часов посидев, мы начали готовить ужин, на приготовление которго также ушло часа два. Весь день мимо нас шли группы туристов, которые останавливались у нашего костра погреться. Поужинав, мы залезли в палатку. Оказалось, что на шестерых у нас 5 колод карт! Часов до двух играли в карты и размышляли - завтра обратно.


День шестой (26 июля)
Встали часов в 10. Сегодня - сухой день. Со вчерашнего дня дождя не было, и даже местами выглядывало солнышко. Приготовили завтрак и стали собираться. За группой из ГАГУ автобус должен был подойти в 16:00 и мы хотели либо уехать с ними, либо отправить вещи. Я отцепил свой байк от дерева и осмотрел. Он был в ужасном состоянии! Цепь целиком проржавела, педали вращаются с трудом, каретка застучала, весь забит грязью. Потихоньку отчистил его от грязи и ржавчины, смазал цепь. В 13:00 мы начали спуск. Я взял с собой сначала рюкзак, а байк оставил пристегнутым. У Вовы байк был ниже, поэтому он просто забрал свои вещи. Часа полтора спускались. Дорога была очень грязная, да и лямки мне сильно натирали плечи - ведь они не для этого предназначены! Хотя рюкзаки у нас и сильно полегчали - продукты из дома мы брали на семь дней, а сегодня был уже шестой. Недалеко от нижней стоянки Вова достал свой байк. Он тоже был не в лучшей форме. Спустились вниз, к подножью г. Усть-Туры. Там Вова остался приводить свой байк в порядок, а я пошел на верх за своим. Минут сорок подъема, чуть больше часа спуска - и я присоединился к нему. На одном из участков удивил группу туристов, т.к. они с трудом лезли вверх по грязи, а я там уже ехал - уклон позволял. Я спустился вниз - к этому времени Вова только закончил возиться со своим байком. Наши уже ушли вниз, а мы встретили группу из ГАГУ, и тоже поехали вниз. Все вместе собрались на полянке, на которой нас высаживали. За сутки без дождей дорога заметно подсохла, и теперь колеса уже не так водило - оставались только лужи, да и то они были заметно меньше, чем на заброске. Внизу оказалось, что автобус сломался, и пока непонятно, как наши будут спускаться дальше. Постояв с полчаса, мы решили ехать своим ходом, т.к. время уже поджимало, а мы планировали сегодня добраться до нашей стоянки 3 дня назад - под т/б Катунь. Очень скоро нас ждал неприятный сюрприз - уровень в р. Каракол заметно поднялся, а ведь нам предстояло 4 брода теперь с груженными байками. В первом из них у Вовы чуть не вырвало байк из рук - я вовремя подоспел и вдвоем мы вытащили байк на другой берег. Но вот наконец последний брод преодолен, и мы едем дальше. Дорога все равно гразная и мокрая и руки просто сводит от торможения. Через час у меня стерлись передние колодки до металла. Я хотел поставить запасные, но выяснилось, что они были взяты в прошлом году и неподходят к этому байку! Мы их просто взяли, когда собирались, и никто не посмотрел на крепление. Пришлось просто поменять местами передние и задние колодки, т.к. я всегда торможу в основном передними - привычка. Где-то через полчаса нас догнал ГАЗ-66, в котором ехала группа из ГАГУ и наши друзья. Здесь Вове пришла в голову мысль не отставать от них, и мы начали заниматься сплошным экстримом, разгоняясь по камням до 30 км/ч. Здесь я почувствовал преимушество Вовиного двухподвеса - мне с трудом удавалось удержаться за ним и не отстать. На неудачном съезде с мостика я посадил себе вмятину на заднем ободе. Также в одном вираже не вписался в поворот и врезался рулем в дерево. К счастью, без последствий для себя и байка. Километров через 10 в низине стоял автобус, который поехал не по той ветке, застрял и попросил водилу на ГАЗ-66 забрать его туристов. Группа из ГАГУ и наши друзья пересели в автобус, а для нас уже места не хватило. Здесь мы расстались. Они уехали на автобусе в г. Горно-Алтайск, а на следующий день автостопом домой. Мы же в этот день доехали до нашей стоянки под т/б Катунь. Поужинав, легли спать. В этот день долго спорили, потому что Вова категоричеки отказался ехать дальше (по плану мы должны были ехать в г. Рубцовск Алтайского края - еще неделя пути), мотивируя это многими основаниями, и я вынужден был сдаться. Решили завтра устроить дневку, а затем ехать домой автобусом либо поездом.
Итого сегодня проехали 45 км., погода - пасмурно, но без дождей. Вечером позвонили домой, т.к. четыре дня никакой связи не было.


День седьмой (27 июля)
Дневка. Утром выглянуло солнышко и погода стала налаживаться. Сегодня - день глобальной стирки и сушки! Одев на себя последнюю сухую одежду, все остальное мы постирали и развешали сушится, натянув веревки вокруг палатки. Выяснилось, что мой велорюкзак порвался в трех местах (внизу обоих штанин - из-за воздействия банок в одной штанине и ремнабора в другой, и в середине - протерся об багажник), Вовин - в двух. Я проверял состояние байков, смазывал, чистил. Вова чистил и проверял свою флейту, на которой сырость тоже пагубно сказалась.











После этого мы пошли на т/б Катунь поесть в столовой. Мы были настолько голодные, что взяли себе по первому блюду, по три вторых, по четыре стакана компота и по три булочки. Все это обошлось в 92р каждому. Зато наелись на весь день! Потом мы погуляли по базе, спустились вниз к Катуни, просто сидели на камнях, щелкали шишки и наслаждались солнышком. Потом мы поднялись наверх, поиграли в бильярд часок. Часов в шесть мы пошли обратно, т.к. на горизонте стали собираться нехорошие тучки и мы боялись, как бы наша только высохшая одежда опять не размокла. Прийдя, провели ревизию вещей, перебрали и почистили ремнабор, убрали все лишнее в рюкзаки, которые теперь стали намного меньше. Я съездил в магазин, взял пряников пожевать на вечер. На базе мы узнали, что в 12:00 уходит рейсовый автобус до Новосибирска. Поэтому решили утром подъехать к базе и если нас возьмут - уехать на нем, а если нет - ехать до Бийска своим ходом. Вечером решили посидеть у костра на прощание, но пошел дождь - пришлось прятаться в палатку.


День восьмой (28 июля)
Встали примерно в 9:30. Ночью прошел солидный дождь, но утром было тепло и земля сохла на глазах. Собрались, последний раз посмотрели на Катунь











и поехали на остановку. В 11:00 мы были на остановке. В 11:40 подошел автобус. Взяли нас без проблем, даже байки в спешке запихнули, не снимая переднего колеса. Билет стоил 344р. с человека плюс 140р. за груз с обоих. Под Барнаулом перегружались в другой автобус и все-таки пришлось снять передние колеса. В 21:00 мы были на автовокзале. За 500 метров до дома у меня порвалась покрышка и лопнула камера, поэтому домой я шел, опять неся свой велорюкзак за спиной и удивляя своим видом прохожих. Через 10 минут мы были у меня дома. Вова забрал свои вещи и уехал домой. ВСЕ.


Послесловие
О мобильной связи. У меня телефон на МТС, у Вовы - на БиЛайн. Это оказалось как нельзя кстати. Оба оператора действуют только от Новосибирска до Искитима. От Искитима до Новоалтайска, от Новоалтайска до Бийска, в Бийске, от Бийска до Горно-Алтайска действует ТОЛЬКО БиЛайн. В Горно-Алтайске действуют оба оператора. А от Горно-Алтайска до Чемала действует ТОЛЬКО МТС.

Поломки, неисправности и технические проблемы.
Неисправность Причина Устранение
Спускают обе запасные камеры Не проверили их перед походом, когда заклеивали Заклеили на первой стоянке
Ниппель запасных камер не проходит в обода байка Вовы Не сравнивали ниппеля заранее - не знали о смене стандарта Подручными средствами расширили отверстие в ободе
Частое трение подсумков велорюкзака Вовы об заднее колесо Недоработка конструкции Постоянно смотрели и перераспределяли груз
Разбалтывание креплений моего багажника Не поставил контр-шайбы Затянул болты на место
Стирание моих передних колодок Естественный износ Запасные не подошли по креплению, поменял местами передние и задние
Треснула трубка на багажнике у Вовы Большие нагрузки Трещина не опасная
Вмятина на ободе у меня Неудачный проход мостика Вмятина маленькая
Вывод: большинство проблем возникло по нашему предпоходному недосмотру, а к технике претензий нет.

Одежда. Горный Алтай - регион с неустойчивой погодой! Поэтому во-первых, для движения должна быть ОДНА одежда. Самое сложное здесь - преодолеть соблазн утром остаться в сухой одежде, если ходовая - мокрая. И во-вторых, эта одежда должна быть удобной и либо совсем непромокаемой (как дождевик у Вовы), либо быстро сохнущей. Например, идеальным вариантом были бы сандали на ноги.

Итог: поход оставил много положительных эмоций, несмотря на плохую погоду. Думаю, что это мой первый, но не последний поход.

Автор отчета: Цильковский Игорь
Дата составления отчета: 05.08.2003г.
Hosted by uCoz